Житница Европы.
Россия в период расцвета хлебного экспорта (период восстановления курса рубля, реформ Бунге, последние 20 лет XIX века).
Жить в любви племен делами —
Благо первое земли.
В. А. Жуковский, «Торжество победителей» (1783—1852),
Жить для веков в величии народном.
В. А. Жуковский, «Ода» (1818).
Жить для себя возможно только в мире,
Но умереть возможно для других.
См. Не говори — забыл он осторожность.
Житье дуракам между трусами.
И. С. Тургенев, стихотворение в прозе «Дурак» (1878).
Жить работая, или умереть в бою.
Лозунг, написанный на знамени лионских ткачей во время восстания 1831 года.
Жить, чтоб мыслить и страдать.
См. Но не хочу, о други.
«Жомини да Жомини»!
А об водке ни полслова.
См. Говорят умней они.
Жорж Данден.
См. Ты этого хотел, Жорж Данден.
Жребий брошен.
Слова, произнесенные Юлием Цезарем перед переходом реки Рубикон, отделявшей древнюю Италию от Галлии, в 49 г. до нашей эры,— это был акт, открывший собой гражданскую войну в Риме. Он в сущности повторил греческую фразу драматурга Менандра (342—290 г. до нашей эры): «да будет брошен жребий». См. Alea jacta est.
Жупел.
Наравне с «металлом» — «страшное» слово в «темном царстве» Островского. «Вот, тоже, как услышу я слово жупел, так руки-ноги и затрясутся» (Настасья Панкратьевна в «Тяжелых днях» Островского, действие 2-е, явление 2-е).
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль.
П. А. Вяземский о Крылове.
Заблаговременный и предусмотрительный страх — мать безопасности.
Слова известного непримиримым отношением к Французской революции 1789 г. английского парламентского деятеля и писателя Эдмунда Борка (1730—1797).
Заблудиться в трех соснах.
См. В трех соснах заблудиться.
Заблудшая овца.
Радость о нашедшейся заблудившейся овце — евангельский образ.
Завидовать мертвым.
«Что это за время, когда приходится завидовать погребенным». Из «Изречений в прозе» Гете (Максимы, 7).
Завиральные идеи эти брось.
Слова Фамусова Чацкому в «Горе от ума», действие 2-е, явление 3-е. Как при Грибоедове, так и позднее под «завиральными идеями» в особенности подразумевалось политическое вольнодумство.
Завтра, завтра, не сегодня.
Начало стихотворения Б. Федорова, когда-то украшавшего собою все хрестоматии для школьников и представлявшего собою перевод детской песенки немецкого поэта Вейсе (1726—1804).
Загадочная натура.
Проблема «загадочных натур» интересовала Гете. В вышедших после его смерти максимах и размышлениях, затем объединенных в сборник «Изречения в прозе», он указывает, что «существуют загадочные натуры (собственно: проблематические натуры), не умеющие приноровиться ни к какому положению, в котором они находятся, и которых никакое удовлетворить не может». Под влиянием этой мысли Ф. Шпильгаген написал свой роман «Загадочные натуры» (1860). У А. П. Чехова иронически выведена «загадочная натура» — скучающая барынька, ищущая богатых стариков (рассказ под таким заглавием в 1-м томе мелких рассказов).
Заговор молчания.
Заимствовано с французского (Complot de silence).
За деревьями не видеть леса.
Фраза принадлежит немецкому поэту Х. Ф. Виланду (1733—1813), впервые пустившему ее в ход в поэме «Музарион или философия граций» (1768), книга 2-я, а затем повторившему ее в «Истории абдеритов», кн. 5-я (1774). Считается, что он в данном случае повторил лишь в измененном виде фразу из стихотворения «Гораций» немецкого поэта и баснописца Гагедорна (1708—1754).
За каплю крови, общую с народом
Мои вины, о родина! прости!..
(«И малый труд в заслугу мне зачти».)
Н. А. Некрасов, из стихотворения «Неизвестному другу, приславшему мне стихотворение «Не может быть» (1867. В стихотворном письме этом шла речь о политических ошибках Некрасова).
Закат Европы.
Сделавшееся крылатым заглавие двухтомного труда Освальда Шпенглера (собственно — «Гибель Запада», «Untergang des Abendlandes»); исповедание философии послевоенного пессимизма (пессимизма главным образом германской буржуазии). Первый том вышел в 1918 г., второй — в 1922 году.
Ваш комментарий будет первым