Сантиментальный буян.
Этот тип изображен Салтыковым-Щедриным в «Губернских очерках», сценка «Просители» (1856/57).
Сапожник, знай свои колодки.
См. Суди, дружок, не свыше сапога.
С безбожником — безбожник, с святошей — езуит…
А с честными людьми — пречестный человек.
Слова Казарина в лермонтовском «Маскараде», действие 1-е, сцена 1-я, выход 1-й.
Свеженькая, веселенькая война.
Предмет постоянной тоски милитаристов и империалистов. Эта милая фраза принадлежит консервативному немецкому историку и публицисту Генриху Лео (1799—1878) и употреблена им в 1853 г. в «Народной газете для города и деревни», приложении к историческому ежемесячнику № 61: «Избави нас, боже, от гнили европейских народов и подари нам свеженькую, веселенькую войну, которая встряхнула бы Европу…» В 1859 г. он повторил эту фразу в том же органе.
Свежо предание, а верится с трудом.
См. Как посмотреть да посравнить.
Свергая древние законы,
Народов станут миллионы…
Кровавый наступает срок…
«Беседа в Трианоне» К. К. Павловой-Яниш (1810—1893).
Сверните эту карту: она не понадобится в ближайшие десять лет.
Слова Вильяма Питта (1759—1806) в декабре 1805 г., тотчас же после Аустерлицкого сражения.
Сверхчеловек.
Для которого существует только он один, его инстинкты, его воля, его желания. «Идеологом» сверхчеловека является Фр. Ницше в книге «Так говорил Заратустра» (1883). Самое слово встречается значительно раньше (у Гете, Гердера и других немецких писателей).
Света, больше света.
См. Больше света.
Свет и свобода прежде всего.
См. Доля народа.
Светить — и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой — и солнца!
В. Маяковский, «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».
Свобода действий и свобода движения.
Цитируется обычно во французской редакции: laissez faire, laissez passer. Основное положение «манчестерской» школы либеральной политической экономии. В этой редакции фраза принадлежит откупщику Венсену де Гурнэ (1712—1759), который произнес ее на собрании физиократов в 1758 г. В узком значении смысл ее: свобода торговли, свобода промыслов.
Свобода морей.
Это выражение, предмет спора империалистов во все времена, а с особой силой — в наши дни, восходит к XVII веку: в 1609 г. голландский юрист и государствовед Гуго Гроций (1583—1645) выпустил на латинском языке труд «Свободное море», обосновывавший притязания Ост-Индской Компании на свободное плавание по морям и торговлю.
Свобода, равенство и братство.
См. Liberté, Egalité, Fraternité.
Свободная церковь в свободном государстве.
Лозунг итальянского политического деятеля Кавура (1810—1861), боровшегося с властью папы.
Свободы тайный страж, карающий кинжал,
Последний судия позора и обиды!
«Кинжал» А. С. Пушкина (посвящено студенту Занду, убийце Коцебу).
Своеобразие выражения — начало и конец всякого искусства.
Гете, «Изречения в прозе», «Разное об искусстве».
Своих апогеев никому не отдадим, а чужих апогеев нам не надо.
Из стихотворения В. Маяковского на тему письма красноармейца, встревожившегося газетной статьей, в которой сказано было, что один из наших недругов-империалистов «дошел до апогея».
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой.
Из басни Крылова «Волк на псарне».
Святая гильотина.
См. Мать святая гильотина.
Святая ложь.
См. О, ложь святая.
Святая простота.
Эти слова приписываются чешскому реформатору и борцу за национальную культуру Яну Гусу (1369—1415). Он будто бы произнес их перед смертью на костре, когда некий крестьянин (по другим данным — старушка) в простодушном порыве религиозного рвения (Гуса сожгли как «еретика») бросил в костер и свое полено. Биографы Гуса и свидетели его смерти не подтверждают этого факта. Самые слова «святая простота» (по-латыни, как они чаще всего и цитируются, Sancta simplicitas) произнесены были еще в IV веке, на Никейском соборе, одним из участвовавших в нем богословов.
Святая святых.
Самое заветное место скинии и храма Соломонова, куда входить можно было только первосвященнику, и то не во все дни. Переносный смысл ясен (2-я книга Моисеева).
Святая скотинка.
См. Серая скотинка.
Святое беспокойство, святое недовольство.
Н. А. Некрасов, «Несчастные» (1856). Абзац: «О, Русь!.. Достало в нем геройства». См. также: Народ, народ. «Святое недовольство» — см. Самим собой.
Святой Бюрокраций.
См. Бюрократия.
Святые, искренние слезы.
«То слезы бедных матерей». Н. А. Некрасов, «Внимая ужасам войны» (1856), см. это выражение.
Священная родина.
См. Грязь, мерзость.
С 25 октября 1917 г. мы оборонцы.
Ленин в полемике с левыми коммунистами (февраль—апрель 1918 г.).
С глупостью даже боги борются тщетно.
Шиллер, «Орлеанская дева», действие 3-е, сцена 6-я.
Сделать чернильницу из осколка снаряда.
В смысле: сделать свое перо орудием политической борьбы. Фраза принадлежит Виктору Гюго («Страшный год. Январь 1871 г. 2. Письмо к женщине»).
С деньгами, с гением
Чудным движением
Русь оживим.
Море Балтийское,
Море Каспийское
Соединим.
Некрасов, «Современники», часть 2-я (1875).
С дозволения начальства, —
Я либерал, я либерал!
См. Я прогрессист.
Себя собою составляя,
Собою из себя сияя.
Из оды Державина «Бог». В наше время цитируется иронически.
Северная Минерва.
Титул, которым наградил Екатерину II Г. Р. Державин (1743—1816) в оде «Водопад».
Сегодня присягнул и крест расцеловал —
Назавтра обманул, обидел и украл.
И. М. Долгорукий (1764—1823) в «Приказе швейцару» (1795).
Сегодня ты, а завтра я.
Повторяется по оперной арии Германа из «Пиковой дамы» Чайковского на тему Пушкина. Библейское выражение (38-я глава книги Иисуса сына Сирахова, где говорится о смерти).
С его озлобленным умом,
Кипящим в действии пустом.
Пушкин, «Евгений Онегин», гл. 7-я, строфа 22 я.
Седьмая великая держава.
Под таковой разумеют печать.
Сезам, отворись.
Формула, открывающая двери, вообще доступ к чему-нибудь недоступному. Иносказание заимствовано из арабской сказки Шехерезады («Тысяча и одна ночь») об Али Бабе и сорока разбойниках.
Ваш комментарий будет первым