Крылатые слова и афоризмы. Какой великий артист погибает!

Какой великий артист погибает!

Слова, приписываемые римскому императору Нерону (37—68) и сказанные им в момент самоубийства.

Какой пример для нас являет это,
Какой урок!

Алексей Толстой (1817—1875), в шуточной «Балладе о камергере Деларю».

Какой, с божьей помощью, оборот.

Цитируется также: «поворот», «переворот». Излюбленная фраза Салтыкова-Щедрина, столь же охотно повторявшаяся другими публицистами. Встречается у него в «Письмах к тетеньке», «Сказках», «В среде умеренности и аккуратности», «Круглом годе» и др. Древнейшая цитата его относится к середине 70-х гг. прошлого века («В среде умеренности и аккуратности», гл. 4-я, 1874—1877). Первоисточником фразы является депеша, отправленная из-под Седана 2 сентября 1870 г. Вильгельмом I, королем прусским, с 1871 г. императором объединенной Германии, королеве Августе и сообщавшая о взятии в плен французской армии вместе с Наполеоном III. Она заканчивалась словами: «Какой, при руководстве божием, поворот!» См. Welche Wendung durch Gottes Führung.

Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!

Некрасов, «Памяти Добролюбова» (1864).

Как посмотреть да посравнить
Век нынешний и век минувший:
Свежо предание, а верится с трудом.

Чацкий в «Горе от ума» (действие 2-е, явление 2-е).

Как солнце в капле воды.

См. Во мне себя изображаешь.

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну, как не порадеть родному человечку?

Фамусов, «Горе от ума», действие 2-е, явление 5-е.

Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!

«Розы», И. П. Мятлева (1796—1844). Эти строки вдохновили Тургенева на «стихотворение в прозе» под таким же заголовком. Автором строк часто ошибочно и принимается Тургенев.

Как черви слепые живут.

См. А вы на земле проживете.

Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!

Пушкин, «Вакхическая песня».

Как яблочко румян,
Одет весьма беспечно,
Не то, чтоб очень пьян —
А весел бесконечно.

Стихотворение Беранже (1780—1857) «Как яблочко румян», перевод В. С. Курочкина.

Калиф на час.

Основной первоисточник — арабские сказки «Тысячи и одной ночи». Но мотив повторяется в национальных легендах и сказках народов и Востока и Запада.

Каменный гость.

Этот образ нежданного гостя (приглашенная в шутку Дон-Жуаном статуя убитого командора им, якобы явившаяся на ужин) использован, как «крылатое слово», А. И. Герценом. В 30-й главе «Былого и дум» он говорит о «каменном госте ликвидации» (т. е. ликвидации по всей Европе завоеваний революции 1848 г.).

Каменщик, каменщик в фартуке белом.

Из стихотворения «Каменщик» В. Я. Брюсова эпохи 1905 г.

Камень вместо хлеба подать.

Библейский образ (глава 7-я евангелия от Матфея, 11-я от Луки).

Камень преткновения.

Заимствовано из библии (из 8-й главы книги пророка Исайи).

Камни вопиют.

Из евангелия: «если они (подразумевается: ученики) умолкнут, то камни возопиют», слова Иисуса в ответ на просьбу фарисеев запретить ученикам славословия; от Луки, гл. 19-я.

Каннитферштан.

Синоним богача, Креза, человека на вершине материального благополучия. По поэме В. А. Жуковского (1783—1852) того же заглавия. Попавший в Амстердам бедняк, не знающий голландского языка, на вопросы: кому принадлежат роскошные дома, суда, склады, верфи и пр., получает в ответ «Kan niet verstaan» («не понимаю», произносится «каннитферстан»). Так у него складывается представление о «богаче Каннитферштане».

Каносса, хождение в Каноссу.

Каносса — старинный горный замок в итальянской провинции Реджио-Эмилия, известный в истории, между прочим, тем, что здесь трое суток простоял германский император Генрих IV (в январе 1077 г.) в одежде кающегося перед окнами папы Григория VII, с которым он до этого вел энергичную борьбу. Отсюда выражение «ходить в Каноссу» — приходить с «повинной головою». Крылатой фраза сделалась после того, как Бисмарк 14 мая 1872 г. заявил в германском рейхстаге: «Мы не пойдем в Каноссу». Этим он официально открыл «культуркампф» — борьбу против всевластия католической церкви в Германии.

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *